Развитие японского кинематографа

Развитие японского кинематографа

Развитие японского кинематографаС самого своего появления кинематограф семимильными шагами шёл по миру, завоёвывая любовь жителей всех стран, и, естественно, следом за другими странами кинематографом заинтересовались и японцы, однако долгое время их интерес был несерьёзным. Первое время в Японии к кино относились исключительно как к развлечению для народа, а не как к искусству. Так, С.М. Эйзенштейн написал в работе «За кадром», увидевшей свет в 1929 году, что в Японии нет кинематографа, несмотря на то, что есть и кинозвёзды, и фильмы, и кинокомпании, и капиталы, регулярно вкладываемые в производство лент. Собственно, Эйзенштейн считал, что самое главное в кино – монтаж, причём монтажные принципы он видел в японской культуре, а именно в театре кабуки, поэзии, живописи и даже в иероглифической системе письменности, поэтому он недоумевал по поводу того, что в японском кинематографе нет собственных монтажных приёмов.

Японское кино довольно слабо развивалось потому, что сами японцы не считали это искусство столько же серьёзным, как живопись и театр. Все фильмы имели либо исторические сюжеты (подобные ленты назывались дзидайгэки), либо были основаны на случаях из современной жизни (гэндапгэки). Кроме того, первые фильмы, которые снимали в Стране восходящего солнца, воспроизводили те истории, которые были придуманы для театра кабуки. А в японском театре очень продолжительные, неторопливые сцены, из-за чего и первые фильмы были столь же медлительными и продолжительными, намного менее динамичными, чем западные ленты.

Одним из первых в Японии к кино как к искусству начал относиться Тэйноскэ Кинугасу, снявший немалое количество замечательных лент. Кинугасу также в числе первых заинтересовался западным кинематографом, которое довольно сильно повлияло на его творчество. Так, его фильм «Безумная страница», снятый в 1926 году и показывающий видения душевнобольного, по стилю очень похож на немецкий экспрессионизм 20-х годов прошедшего столетия. К сожалению, мировая известность к Кинугасу пришла лишь в 1954 году, когда его лента «Врата ада» получила премию «Оскар», а также главный приз Международного кинофестиваля в Канне.

Вообще у японского кинематографа было два направления. Так, режиссёры в своих лентах воплощали традиции японского театра или же отводили национальным мотивам только роль антуража. Одним из режиссёров, шедших по второму пути, был Акира Куросава, снимавший свои ленты с использованием западного динамичного монтажа. Его картины, можно сказать, открыли для Запада японское кино, а фильмы «Семь самураев» и «Телохранитель», которые были сняты в жанре самурайского боевика, в буквально смысле поразили Голливуд, и впоследствии появились многочисленные римейки, основанные на этих лентах. Именно благодаря успеху Куросавы европейские критики и кинозрители были вынуждены пересмотреть своё отношение к кинематографу Страны восходящего солнца.

Похожие статьи:

Добавить комментарий